Два друга, Антон и Павел, давно дружили. Между ними никогда не было разногласий и ссор, и хотя они жили в разных кварталах города, старались по возможности время от времени встречаться. Как-то они встретились в кафе, и Антон обратился к Павлу с необычной просьбой: одолжить ему автомобиль для деловой поездки.
Как ни странно, многие не умеют сказать «нет». Умение сказать «нет» состоит из трех элементов, и каждый из которых очень важен.
Первый: уметь произнести слово «нет». Казалось бы, простое слово, состоящее из трех букв. Конечно, это не значит, что надо каждый раз его говорить. Можно сказать: «не могу», или «не получится», «в другой раз», и так далее. Но умение говорить «нет», именно твердое «нет» в ситуациях, когда это надо сделать – важное искусство.
Антон продолжал «давить» на товарища, аргументируя свои доводы старой дружбой и многолетней взаимопомощью. Он обещал, что будет относиться к автомобилю очень осторожно, а в случае неисправности сам отремонтирует поломку. Одним словом, будет беречь транспорт и осторожничать на дороге.
Если оппонент использует давление, нужно проявить стойкость. Суть всякого давления состоит в лишении надежды на то, что это получится сделать.
Павел стоял на своем. Он твердо знал: дорога есть дорога, и от случайностей никто не застрахован. Зная пристрастие Антона к быстрой езде, он не хотел потерять и друга, и автомобиль.
Тогда Антон спросил:
– Объясни, почему ты не можешь мне одолжить свой автомобиль?
Второй элемент искусства – умение сказать «нет» и не объяснять, почему «нет». Объяснение – это своего рода «приглашение к дискуссии». Но это не значит, что причину отказа вы не должны пояснять никогда. Это надо делать в ситуациях, когда идет борьба, особенно с человеком, который не очень корректен. В вопросах сотрудничества, например, в рассмотрении делового предложения, можно объяснить, почему «нет». В разговоре с ребенком также нужно объяснять, почему «нет». Но надо обязательно владеть искусством произнести это слово и ничего не объяснять.
Павел почувствовал, что ситуация накаляется. Нужно было найти выход. Решение пришло неожиданно:
– Послушай, у меня есть контакты отличного пункта проката авто. А что, если ты возьмешь машину в аренду? Я готов одолжить тебе деньги. Вернешь, когда сможешь.
– Действительно? Да, это мне подходит. Спасибо, что вошел в положение!
Третий элемент искусства: не переживать, что не объяснил, почему «нет» и суметь поменять свою роль в этой ситуации. Позиция видоизменяется: вы сказали «нет», теперь переходите в другую роль, фиксируете ее и демонстрируйте свои полномочия в новом образе.
В этой ситуации Павел смог перейти из одной роли в другую: не выступать в качестве человека, который может одолжить свою машину, а решить вопрос, дав другу взаймы на аренду автомобиля.
Антон и Павел еще долго сидели в кафе: они разговаривали, делились последними новостями и планами на будущее. Несмотря на прецедент, они смогли найти выход из этой ситуации и остаться друзьями.