Для удобства пользования нашим сайтом мы используем файлы cookie

Вебинар с Еленой Соломиной “Сила онлайна. Как общаться с невидимой аудиторией”.

"Что нужно учесть, когда вы начинаете работать онлайн? Это то, что не получая сигналов, аудитория тоже испытывает определенные трудности".

елена соломина, вебинар, сила онлайна

9 ноября 2021 года состоялся вебинар при участии Елены Соломиной - телеведущей, журналиста, тренера студии ораторского мастерства "Спикер на пике" и вместе с тем - нового преподавателя Онлайн-школы Premium Management.

Елена Соломина более 20 лет работает на телевидении. Прошла все стадии “пищевой цепочки” - начинала практикантом, работала репортером в новостях Первого Балтийского канала, где записала знаменитую скороговорку "Лигурия".

Также вела несколько проектов и передач. Параллельно работала пишущим журналистом во многих местных и зарубежных изданиях.

С 2015 года работает на русскоязычном канале ETV+, где каждое утро ведет в прямом эфире утреннюю передачу “Кофе+”, а также ток-шоу “Своя правда”.

С 2016 года преподает мастерство публичного выступления, в 2019 создала студию "Спикер на пике", где успешно прошли обучение около 400 человек. Регулярно ведет вебинары. С 2016 года является соорганизатором и модератором Таллиннского дня предпринимателя.

Вашему вниманию - вебинар Елены Соломиной в текстовом формате.

Елена Соломина: Сегодня мы будем затрагивать много вопросов, которые важны для тех, кто хочет быть успешным в онлайне и научиться общаться с невидимой аудиторией.

Онлайн представляет для нас определенную проблему. Когда я начинала работать 20 лет назад на телевидении, тогда для меня это тоже было проблемой, потому что, по сути, нет аудитории. Вот я сейчас смотрю в камеру и вижу, что аудитории нет, нет обратной связи, которую я хотела бы “ловить”.

техническая подготовка, речевая подготовка. невербальные сигналы

Я расскажу о технической и речевой подготовках, потому что техническая подготовка тоже очень важна, так как сейчас у нас онлайн везде. Речевая подготовка - тоже интересный момент, потому что именно с помощью речи мы передаем некие метасообщения, транслируем свою уверенность, учимся общаться с той самой невидимой аудиторией.

Невербальные сигналы мы передаем через экран и они тоже крайне важны, так как позы, мимика, жесты, осанка, влияние на аудиторию - и то, как мы это делаем, это очень важно - важнее, чем при настоящей аудитории, когда мы находимся в студии и общаемся с людьми, которые сидят перед нами.

Онлайн “съедает” много чего: ту самую обратную связь, на которую мы ориентируемся, когда выступаем. Весь анализ того, что происходит в аудитории, считывается фоном. Мы анализируем какие-то вибрации, шепот, звуки, запахи, все это - сигналы, которые собирает и обрабатывает наш мозг, и мы моментально принимаем какие-то решения, делаем выводы, выбор.

публичные выступления, оратор, ораторское искусство

Когда мы сидим перед камерой, в принципе, у нас есть невидимая аудитория “за стеклом”, но я вас не вижу и я, конечно, хочу с вами общаться, как с добрыми друзьями.

Каким образом это можно сделать?

10 декабря 2021 года стартует новый онлайн-курс “Навыки эффективной коммуникации для лидера”, в котором будет отдельная тема про то, как держаться в онлайне, и на обучении вы получите более развернутый материал.

Подробнее

Что нужно учесть, когда вы начинаете работать онлайн? Это то, что не получая сигналов, аудитория тоже испытывает определенные трудности. Если у нас плохой звук или изображение, мозг начинает “достраивать” то, что он не видит. Фактически “раскрашивает фломастерами” те темные зоны, которые у него остаются, если он не увидел, не услышал, недопонял.

Что происходит с мозгом? Он не всегда нам друг, потому что мы привыкли быть тревожными (это эволюционно оправдано). Тревожные люди более осторожны, предусмотрительны и лучше выживают в диком мире. Но мы сейчас не в диком мире, за нами не гонится тигр, но эта тревожность осталась. И поэтому, когда мозг что-то достраивает, он действует по “черному” сценарию.

Когда аудитория невидимая, то автор может придумать, что аудитория плохо к нему относится или что его никто не слушает, или ему покажется, что он говорит какие-то глупости. Это самые частые запросы - волнение такого рода высказывают мои ученики.

О чем должен позаботиться автор? Мы должны позаботиться о том, чтобы нас было хорошо видно и слышно. Потому что людям очень сложно слушать - кстати, научно доказано, что людям сложнее слушать, чем говорить, потому что я говорю то, что знаю, а вы слушаете для себя новую информацию.

Когда мозг обрабатывает эту новую информацию, он тратит много ресурсов, и это нужно понимать. Если бы я общалась с вами вживую, я бы сейчас спросила: “Как вы думаете, а за что ответственен спикер?”.

Спикер отвечает за то, что запомнит аудитория, а она запомнит только моменты, которые дались легко. Например, спикер предложил что-то в удобной форме: в таком формате, в котором это действительно хорошо воспринимается.

Техническая подготовка

техническая подготовка, нейтральный фон

Почему лучше выбрать нейтральный фон? Потому что на нем все хорошо смотрится. Я сегодня, признаюсь, сделала ошибку: по идее, я всегда организаторам конференции задаю вопрос о том, какой будет пол (для выступлений вживую), потолок, освещение и решаю, как мне одеться и какую выбрать обувь.

Сегодня я не спросила, какого цвета будет фон - решила самостоятельно, что надену серый пиджак. Если будет темный фон, меня будет видно, а если светлый, тоже хорошо. Оказалось, что фон тоже серый! И хорошо, что я на этом фоне все равно светлее и меня отлично видно.

Давайте выбирать нейтральный фон!

Что касается тематических фонов, то некоторые люди, особенно на телевидении, выбирают себе, например, джунгли или небоскребы, потому что в Скайпе в интервью у них видна гора немытых сковородок и они закрывают это таким фоном.

Но надо иметь ввиду, что когда вы начинаете двигаться, могут исчезнуть волосы или часть рук и остается такой “огрызок” человека в эфире. Смотрится это не очень хорошо.

С баннером все понятно - мы рекламируем себя или свою фирму.

фон, публичные выступления, трехмерность, детали

Контакт со спикером - о том, что я говорила выше. Если черный фон - нужно надеть белую рубашку и наоборот.

К одежде тоже есть определенные требования: ничего блестящего, пестрого, никаких “гавайских” рубашек с попугаями и цветочками. Все должно быть тоже нейтральным и сдержанным, потому что спикер является главным. Вы обращаете внимание на спикера, а не на его рубашку и не разглядываете ее в течение всего вебинара.

Трехмерность. За моей спиной вы могли видеть некое пространство. Что касается сториз, которую вы снимаете на телефон: выберите чистое пространство - без розеток, посторонних предметов личной гигиены (никто не должен знать, например, каким кремом вы сегодня пользовались).

Если у вас ограниченное пространство - например, в домашней студии или в кабинете и недостаточно места, найдите угол. Вы можете встать в угол и эта трехмерность, хоть и пространства немного, все равно “нарисуется”. Если вы вплотную (очень часто в сториз или в ТикТоке) подходят к стене, плотно прислоняются к ней, это делает кадр очень плоским и неинтересным, некрасивым.

Выбирайте трехмерное пространство!

Кадр

кадр, объектив, публичные выступления, аудитория

Спикер должен занимать ⅔ кадра - не нужно показывать бессмысленное пространство. Как в спектакле: если есть ружье на стене, оно должно выстрелить. То же самое и в кадре - какое бы видео мы ни снимали, в кадре должно быть все осмысленно и для чего-то показано.

Если мы снимаем на смартфон, давайте подумаем: что мы видим на камеру телефона и что видит собеседник, если мы снимаем снизу: ваши ноздри, возможно второй подбородок или щетину. То есть, все то, что не нужно видеть. Поэтому телефон нужно держать чуть сверху и смотреть обязательно в камеру. Когда мы смотрим чуть-чуть наверх, у нас линия подбородка становится гораздо четче, а глаза больше, как у кота в мультфильме “Шрек”.

Есть правило третей: это значит, что ваши глаза должны выстраиваться на верхней горизонтальной линии, на любом смартфоне это можно сделать. И по этой сетке вы выстраиваете себя.

Что нужно знать еще?

Нельзя “обрезать” себя в кадре “по шею”, по ключицы - получается эффект “голова профессора Доуэля”, как обрезанная. Также не обрезаем по локтям, по коленям (только выше или ниже). Это золотое правило, которое нужно соблюдать.

Желательно, чтобы камера была расположена неподвижно, а для этого нужны штативы. В сториз допускается, когда в кадре вы себя сняли “трясущейся” рукой. Но если это конкретный эфир на полчаса или даже на несколько минут, это будет очень утомительно.

Аудитория затрачивает ресурс для того, чтобы воспринять ту информацию и смотреть то видео, которое вы даете. И нужно максимально сбросить напряжение, которое будет испытывать аудитория, глядя на ваши видео.

Вертикальные видео - сториз, эфиры в Инстаграм, ТикТок. Если вы вы делаете видео в Facebook или идет трансляция вебинара, как сейчас, в YouTube, то это горизонтальный телевизионный формат 16x9. Мы его используем, он считается самым оптимальным и не обрезает человека, делая из него вертикальную площадку.

точка в кадре, тренажер, камера, глазок камеры

Это прекрасный “тренажер”, черная точка - это глазок камеры. Я бы хотела напомнить, что важно смотреть в камеру. Очень многие люди, когда снимают, смотрят на себя. Это может быть оправдано в Zoom, если много людей и вы находитесь, например, на рабочем собрании. Но когда вы общаетесь с аудиторией, например, сейчас я фактически не вижу оператора, я смотрю в черный глазок камеры и представляю вас.

Это тренажер, который я вам дарю - можете распечатать его и повесить на стенку, чтобы учиться говорить в камеру. Нужно смотреть в этот черный глазок и раскрывать свою тему как эксперт. Более того, это тренажер, который отлично справляется с практикой импровизации. Есть такое упражнение, расскажу бонусом.

Если у человека проблема с плавностью изложения материала, он все время задумывается, делает длинные паузы, заикается. Ему сложно из себя “вынимать” мысли и хорошие, гладкие формулировки, он смотрит в этот черный глазок и дает себе задание: например, непрерывно рассказать в течение минуты о предмете, который он видит, или о чем угодно.

Ваше задание - делать это непрерывно. Сбиваетесь на какой-то секунде - начинаете все сначала. Такая практика учит плавному, непрерывному изложению мыслей, которое очень поможет потом в реальных публичных выступлениях, вебинарах, где угодно.

Звук. Техника

Я работаю на телевидении и там очень много специалистов, которые хорошо разбираются в технике и настраивают звук и свет. Они подбирали мне технику, и я определилась с таким выбором:

звук, микрофон, выступление

Слева - маленький микрофон, он подходит для iPhone и есть специальное крепление для других смартфонов. Он продается с ветрозащитой, с ним очень хорошо снимать на улице. Недостаток - вы не можете далеко отойти, и источник звука должен находиться близко к микрофону. Но он опробован мной не раз в “полевых” условиях, когда нужно было начитывать сюжеты вне студии.

Средний микрофон - с этим микрофоном веду в домашней студии вебинары, он очень удобный и отлично работает, надежный, не ломается, у него профессиональное качество. Во многих радиостудиях я видела именно такие микрофоны.

Справа - это микрофон Boya, он дешевый, некоторые говорят, что с ним бывают проблемы, но у меня с ним проблем пока не было. Он хорош тем, что у него длинный провод, петличка, и вы с ней можете отойти от телефона на хорошие дальние расстояния до 3-5 метров, и вас будет хорошо слышно. Это его важное преимущество.

Штативы

штативы, камера, выступления, аудитория

Справа вы видите стабилизатор, он хорош тем, что вы можете снимать что-то на ходу и при этом у вас не будет резкой тряски, движений, и это будет очень плавно сниматься. Кроме того, он хорошо подключается по bluetooth к самому смартфону и это удобно снимать. Я использую его часто как штатив для небольшой съемки.

Большой штатив я использую у себя на курсах, когда веду офлайн, там есть крепление для телефона и для камеры. На этот штатив вы можете прикрепить что угодно.

Маленький штатив (справа) очень удобно крепить на любое приспособление. Например, у вас нет стола или ровной поверхности, куда можно поставить телефон или штатив. Этот штатив позволяет закрутить его вокруг ветки, палки, чего-то рядом и настроить камеру - это тоже будет хорошая неподвижная съемка.

Свет

Лучший свет, который может быть - напротив окна. Не контровый свет, когда вы стоите спиной к окну и снимаете себя напротив. Вам нужно развернуться лицом к окну: дневной свет, который оттуда идет - лучшее, что может быть. Используйте всегда естественное освещение, оно хорошо работает.

Эстонию часто ругают за то, что это очень пасмурная страна, у нас мало солнца. Но это отлично - операторы очень радуются, когда есть облачность, так как она рассеивает солнечный свет. Сейчас в студии есть верхний свет, который падает и остаются тени. А если бы был свет только из софитов, как дополнительное освещение, это было бы лучше.

Избегайте верхнего освещения, оно очень контрастное и все тени, которые могут упасть, падают на вас и показывается все, что не нужно. От осветителя и освещения зависит очень многое. Снизу также не нужно подсвечивать.

Что касается естественного света: хороший закатный и рассветный свет. Это свет не только хороший как рассеянный, но и также добавляет такой персиковый оттенок кожи.

Хорошее искусственное освещение нужно для того, чтобы хорошо выглядеть. Если человек плохо вас видит, он начнет “достраивать” ваш образ и потратит на это дополнительную энергию. Лучше потратиться на хорошее освещение.

свет, дневной свет, искусственное освещение, выступление

На рисунке - те лампы, которые я использую сама, это лампы рассеянного света. Слева - таких лампы сейчас две, в центре лампа - это круговая, все знают, что лучше себя фотографировать с ее помощью, тем более, что у нее есть специальное крепление для смартфона.

И справа две лампы, которые можно легко крепить на стол или ставить, наоборот, вниз, и с помощью фильтров сделать красивую подсветку на стене вместо того, чтобы искать подходящий фон. С этими вещами можно играть, но желательно их иметь при себе.

Как влиять речью

Это тоже важный момент - как транслировать уверенность?

Нужно учесть, что в интонацию, в интонационный рисунок входит такое понятие, как пауза. Многие думают, что интонация - это непонятная игра голосом, то высоко, то низко, то быстро, то медленно. Нет. Пауза - это тоже интонационный рисунок, и для бизнесменов это важная информация.

Предприниматели - серьезные люди, в основном они не хотят играть, шутить и развлекать аудиторию. Они эксперты и хотят показывать свою компетентность. Вы можете играть своим голосом с помощью пауз. Когда вы их делаете, информация усваивается гораздо лучше.

влияние на аудиторию, речь, спикер

Рекомендуется делать паузу, когда вы озвучиваете какую-то важную мысль. Аудитория должна подумать над этим и принять ее целиком и полностью. Чтобы не “достраивать” ее, когда ушла звуковая волна, а именно полностью усвоить. Тогда вы в медленном темпе, с паузами, озвучиваете эту мысль. И нужно понимать, что пауза делается до и после этой важной фразы.

Что еще нужно учесть? То, что люди хорошо запоминают то, с чего вы начали и чем закончили. Поэтому вообще не возбраняется повторять одну и ту же важную мысль несколько раз во время вашей речи, вашего онлайн-выступления.

Скорость речи. Она возрастает, когда мы испытываем волнение, и это нормально. Проблема заключается в том, что человек, который волнуется, думает, что он говорит вполне себе в обычном темпе. И когда он слушает себя потом на видео, понимает, что он “частил” и торопился.

Почему это происходит? От волнения впрыскивается адреналин, учащается сердцебиение, а далее - дыхание, и мы начинаем торопиться, чтобы что-то сказать. Но мы сами себя запутываем такой быстрой речью, так как не успеваем закончить слова.

Подарю вам такой лайфхак: для того, чтобы говорить понятно и автоматически снизить тревожное волнение, успокоить свое дыхание, дайте себе мысленное задание проговаривать слова до конца. Когда вы настроены на то, что нужно проговорить слово до конца, то автоматически вы начинаете замедляться, становитесь понятным и темп речи становится медленнее. Тогда люди отлично вас воспринимают.

Когда мы говорим о нашем “рептильном”, “животном” мозге, который тоже считывает много сигналов и это идет все в фоновом режиме, люди не будут это анализировать - они будут ловить себя на определенном впечатлении. В речи человека, который говорит очень быстро, люди читают тревожность, испуг - такие не очень хорошие качества, которые спикеру не нужно демонстрировать.

Вялость. Если вы наоборот, вялый, монотонный человек, это такая лень, скука и вальяжность, у аудитории возникает ощущение, что она ему неинтересна: “Он перед нами лениво выступает, ему скучно с нами”. Здесь тоже очень плохое метасообщение, потому что аудитория - как девушка, с которой вы знакомитесь и хотите ее обаять.

Нужно испытывать к аудитории и к любому собеседнику искренний интерес. Тогда мы сами становимся интересными - не потому, что мы рассказываем, какие мы интересные. Мы интересны только тем, как мы интересуемся своим собеседником, кто бы это ни был: партнер на переговорах или аудитория при публичном выступлении.

Вот сейчас вы мне интересны, я полностью включена в процесс и заточена на то, чтобы донести до вас информацию, которая принесла бы вам реальную пользу. И, самое важное, чтобы вы ее применять в жизни.

Возбужденность. Есть такие люди, которые переигрывают. Они думают: “Я не буду вялым, я буду бодро, весело и красноречиво говорить. Буду такой весь из себя харизматичный оратор”.

Это вообще не харизматичность, это возбуждение - немного другое. Мы ловим человека на том, что это искусственность и истеричность. Эта фальшь очень хорошо будет считываться.

Важный момент: метасообщения, которые мы посылаем аудитории, гораздо важнее, чем те слова, которые мы произносим.

Казалось бы, парадокс, ведь в каждом слове заключен основательный смысл… Но нет. Если я буду рассказывать об уверенности, опустив глаза и потирая нос, подыскивая слова, потупив взгляд, вы уловите мое метасообщение.

Вам не важно, что сейчас я говорю - вы будете ловить мое метасообщение, и это нужно учитывать. Если нет соответствия слов и метасообщений - сигналов, которые вы посылаете аудитории, считывается язык вашего тела. Тогда слова не имеют значения.

Но важно понимать: если эта конгруэнтность есть, когда все вместе сливается - и слова, и жесты, и то, что мы посылаем в аудиторию, наша энергетика становится словно энергетически заряженный шар, который улетает в аудиторию. Тогда слово становится гораздо сильнее, если это все работает вместе. За этим нужно следить.

“Вымученная” неуверенность, когда человек тянет слова, это мучительно и больно слушать. Такие речи бывают на мероприятиях, официальных собраниях и в приветственных речах, и это просто катастрофа. Если у вас официальное открытие (закрытие), приветственное слово, то это должно быть короткое выступление на 2-3 минуты, так как это жанр ритуальной речи.

В речи допустимо говорить быстро, если хотите что-то перечислить. Тогда можно ускориться, а потом снова замедлиться.

Есть такое понятие “контрастный раздражитель”. Динамика нашей речи - это тоже некий “контрастный раздражитель”, когда мы то замедляемся, то убыстряемся, говорим то тише, то громче.

Игра голосом переключает внимание людей и плохо, когда человек все время кричит. Если вы думаете, что надо говорить громко, аудитория очень быстро утомится вас слушать, как и в случае, когда выступающий говорит тихо. Желательно эти амплитуды менять, и чем лучше вы владеете динамикой голоса, языком тела, тем лучше аудитория будет вовлекаться в вашу речь.

Паузы. Голос

выступление, аудитория, речь, голос

Пауза - это не только интонационный рисунок и выделение важных моментов. Очень важно понимать, что пауза отлично работает тогда, когда плохо работает ваш мозг. То есть, если у человека “улетела” мысль, он с нее сбился.

Что нужно делать? Молчите. Есть исследования, которые говорят о том, что почему-то в европейской культуре любой человек считает возникшую паузу катастрофой. Если все замолчали и я молчу, то это - катастрофа и надо срочно заполнять эту паузу.

Настоящей катастрофой у нас является то, когда мы во время паузы начинаем тянуть что-то невнятное. Надо собрать волю в кулак, оформить свой контроль и помолчать.

Но если пауза неловкая, то эту неловкость аудитория считает, если вы это покажете. Например, растеряетесь, у вас начнут бегать глаза, вы будете теребить рукава пиджака. Аудитория сразу поймет: спикер сбился.

Если вы во время паузы заведете глаза к потолку, как будто раздумываете о чем-то, сделаете какой-то жест, придумаете связку: “Особое внимание можно обратить вот на что…”, - и озвучить свою следующую мысль. Тогда пауза получается красиво обыгранной, с плавным переходом к следующем мысли. Пусть даже вы не собирались озвучивать эту мысль, но она пришла вместо той, которая улетела.

Молчать не страшно - страшно издавать какие-то “мусорные” звуки.

Голос. Часто люди имеют интересные представления о голосе. Опрос показал, что многие считают, если у женщин высокий голос, то это сексуально. Но высокий голос - истеричный. Он очень сильно раздражает.

Чем ниже голос, тем лучше воспринимается информация. Поэтому почаще отслеживайте, на какой ноте вы вещаете, как вы говорите и старайтесь “опускать” свой голос ниже.

В частности, он может стать ниже, когда у вас не очень быстрый темп. Но чем больше вы торопитесь, тем выше поднимается ваш голос: вы стараетесь успеть, напрягаете свои связки и таким образом они изнашиваются.

Работайте дыханием, работайте диафрагмой: должно быть ощущение, что звуковая волна “выходит” из живота. Тогда получается богатый, объемный голос. Мы оказываем хорошее влияние на аудиторию и не раздражаем ее высокими нотами.

Если говорить о нашем “рептильном” мозге, то, к счастью, он настроен на выживание, но в некоторых ситуациях, особенности при выступлениях, он дает нам не очень правильные сигналы. Они мешают нам быть красноречивыми. В животном мире, если у нас резкий, высокий звук, то это - звук страха. Высокая интонация вызывает раздражение или отпугивает.

Средний регистр - доверительный, обычно это дикторский голос, он достаточно нейтральный. Он показывает, что человек уверен, создает звуковой комфорт и нам его приятно слушать.

Очень низкие голоса, особенно у мужчин - немного интимные, доверительные. Возникает искренность, особое доверие и этим тоже можно поиграть. Предпринимателям не обязательно играть таким низким голосом - вполне достаточно иметь нейтральный голос и хороший темп речи. И вы будете понятны своей аудитории.

Жесты в онлайне

жесты, выступление, публика, аудитория, влияние

Что делать с жестами? Если вы снимаете видео на смартфон, не протягивайте руки вперед, потому что они будут пугать аудиторию. У вас будет маленькая голова где-то далеко на фоне и огромные руки перед камерой. Я иногда так позволяю себе поиграть, когда хочу обратить особое внимание. Это такие издержки онлайна, когда очень сложно “зацепить” аудиторию.

И когда к ней что-то приближается, срабатывает рефлекс - наш “сторожевой” центр начинает разбираться, что происходит вокруг. Тогда мы быстро убираем руки и начинаем рассказывать аудитории что-то интересное, таким способом мы играем с фокусом аудитории.

Если вы не хотите напугать аудиторию, ваши жесты должны находиться в плоскости на уровне груди. Но когда вы снимаете себя на смартфон, особенно в вертикальном положении, у вас вообще может и не быть пространства для жестов. Пытайтесь просто лицом переключать аудиторию и ее внимание.

Для девушек можно посоветовать такой лайфхак - чтобы внимание оставалось на лице, накрасьте губы поярче. Мужчинам даже не знаю, что посоветовать, вам нужно стараться завлекать голосом и быть дружелюбным с аудиторией.

Кстати, новый тренд для нашего постсоветского пространства - дружелюбный тон, вместо официального, когда чувствуется такая атмосфера, как при встрече друзей.

К камере можно наклониться, если вы о чем-то спрашиваете, и отклониться, когда вы слушаете ответ. Это хорошо работаете в Zoom, когда идет собрание. Вы наклоняетесь и показываете какую-то реакцию, причем ее не обязательно озвучивать.


Есть еще много тем, которые можно обсудить о выступлениях в онлайне. 10 декабря мы запускаем онлайн-курс Елены Соломиной “Навыки коммуникации для бизнес-лидера”. Продолжительность - 2 месяца.

Присоединяйтесь! До встречи на курсе!

Статья написана по мотивам вебинара / от 9 ноября 2021.



Поделиться в социальных сетях:


Зарегистрироваться

Используется защита от спама reCaptcha от Google
Конфиденциальность | Условия использования
Остались вопросы? Свяжитесь с нами или оставьте заявку на звонок.
Оставить заявку

Приглашайте друзей и зарабатывайте - используйте деньги на обучение или выводите средства.

Обучайтесь всей компанией - это верное стратегическое решение!